Краудфандинг простыми словами
Краудфандинг – это активно развивающийся метод получения инвестиций в тот или иной проект при помощи обращения за сотрудничеством к интернет-аудитории. Википедия переводит значение этого слова как "народное финансирование":
Очевидно, что в таком случае должно следовать подробное объяснение (описание) проекта, демонстрация бизнес-плана, предложение каких-либо преференций участникам краудфандинга.
Как начинался краудфандинг
Еще в конце девяностых осуществлялись первые попытки собрать средства для продвижения какого-либо проекта при помощи интернета, обращаясь за поддержкой напрямую к пользователям.
Пионерами здесь были представители шоу-бизнеса. С помощью интернет-аудитории финансировались гастроли музыкальных групп или создание музыкальных сайтов. Затем, в начале 2000-х, подключился кинобизнес. Деньги собирались, например, для съемок некоммерческих фильмов.
Сегодня схему краудфандинга применяют для продвижения проектов в совершенно различных сферах деятельности. От реализации творческих замыслов в искусстве до сельскохозяйственных стартапов. Кроме того, краудфандинг может быть полезен и в благотворительности.
Нередко крауфандинг сравнивают с ICO. Однако следует отметить, что ICO - это, если так можно сказать, уже следующий этап развития инвестирования.
Объемы инвестиций в краудфандинг
На первых порах объемы инвестиций в краудфандинг не были очень крупными - несколько десятков тысяч долларов. Но и этого оказывалось достаточным для решения той или иной заявленной проблемы. Теперь, когда подобный сбор средств общеизвестен и популярен, регистрируются случаи, когда собираются суммы, превосходящие 3 миллиона долларов. В то же время есть стартапы, которым требуется всего 1-2 тысячи долларов, чтобы реализоваться. И такие участники рынка могут рассчитывать в этой системе на успех.
Самые популярные площадки стартапов в мире – это Kickstarte (2009), IndieGoGo (2008), RocketHub (2009).
Краудфандинг в России
Самая известная в России площадка, работающая по принципу краудфандинга – это planeta.ru. За 2016 год здесь собрали 400 млн рублей. В октябре 2017 года было собрано уже 740 млн.
На сегодняшний день в России подобный метод инвестирования стал так же популярен, как и во всем мире. Схема применяется для привлечения денег в очень разных отраслях. Если раньше на слуху были в основном творческие проекты. Например, написание нового альбома или проведение выставки, издание книги. Теперь уже есть много стартапов в системе питания или в сельском хозяйстве.
Успешность размещения на краудфандинговых ресурсах порядка 40%. Суммы, которые в среднем собирают участники, около 500-600 тысяч рублей. Такая сумма может быть необходима как для начала бизнеса, так и для поддержки в развитии на очередном этапе.
Инвестируя деньги в новый проект, вкладчик может рассчитывать на различные скидки, подарки, возможности для получения товара без очереди и т. д.
Регулирование краудфандинга
Центральный Банк России теперь будет регулировать краудфандинг. Концепция уже подготовлена. В ней обозначены требования ко всем участникам этого рынка. Регулирование станут вводить поэтапно. Стало необходимым и утверждение специальной терминологии.
Краудфандинг, что называется, пошел в народ. Его преимущества теперь используют для решения совершенно разных проблем. И в ближайшее время, можно надеяться, система окончательно перейдет в правовое поле. Остается верить, что это упростит использование подобных ресурсов.